Управление федеральной антимонопольной службы по Калининградской
области признало ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО
«Балтийская Стивидорная Компания» нарушившими Федеральный закон «О
защите конкуренции» в части совершения согласованных действий, которые
привели к установлению одинакового тарифа на швартовые услуги.
В Управление федеральной антимонопольной службы по Калининградской
области поступило обращение НП «Ассоциация морских агентов Санкт–
Петербурга» на согласованные действия ФГУП «Калининградский морской
рыбный порт», ОАО «Калининградский морской торговый порт» и ООО
«Балтийская Стивидорная Компания». Все они в марте – апреле 2008 года
в три раза увеличили тариф на оказание услуг по проведению швартовых
операций. По данному факту Калининградским УФАС России было
возбуждено дело по признакам нарушения Федерального закона «О защите
конкуренции».
Специалисты антимонопольного органа установили, что до 25 ноября
2007 года ставка швартового сбора взималась в соответствии с Решением
правления Министерства по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства РФ от 30 апреля 1999 года № 1/К-1П. В
соответствии с Федеральным законом «О морских портах в Российской
Федерации» из перечня услуг, оказываемых портами на платной основе,
были исключены, в том числе, и услуги на швартовку судов. Хозяйствующие
субъекты получили право самостоятельно определять стоимость услуги
путем утверждения калькуляции.
Основания для повышения цены были. Так, в ОАО «Калининградский
морской торговый порт» тарифы на услугу не менялись с апреля 1999 года.
Основной причиной роста тарифов в акционерном обществе посчитали
увеличение затрат на содержание швартовой команды, обусловленное
накопившейся за девять лет инфляцией. Именно поэтому, приказом № 93 от
24.01.2008 года, тариф за работу швартовой команды в Калининградском
морском торговом порту был установлен в размере 1,0 рубль за единицу
валовой вместимости судна (1 GT). Ранее, 09 января 2008 года, ООО
«Балтийская Стивидорная Компания» ввело в действие калькуляцию,
утвержденную генеральным директором, где за единицу GT установлен тариф
- 47 копеек. 17.03.2008 года ФГУП «Калининградский морской рыбный
порт» установило стоимость услуг швартовой группы также в 1,0 рубль за
1 GT. В этот же день генеральный директор ООО «Балтийская Стивидорная Компания» утвердил новый тариф - 1,0 рубль за 1 GT. Более
того, в электронном письме, которое компания направила в НП «Ассоциация
морских агентов Санкт–Петербурга», сообщалось, что основанием для
повышения тарифа явилось… увеличение цены до цены, установленной
субъектами естественных монополий - Калининградским рыбным и торговым
портами. Данные действия, как предположил главный технолог Балтийской
Стивидорной Компании, произошли на законных основаниях. По его мнению,
изложенному в письме, общество обязано (!?!) было придерживаться уровня
тарифов основных конкурентов.
Одновременное введение идентичного тарифа на швартовые услуги
соответствовало интересам каждого хозяйствующего субъекта, так как
позволяло увеличить поступление денежных средств от судовладельцев —
юридических лиц, избежав, при этом, потери клиентов. Представители
ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская
Стивидорная Компания» не отрицали, что действия каждого из них были
связаны с отменой государственного регулирования тарифа на швартовые
услуги и с повышением тарифа ОАО «Калининградский морской порт».
Предоставленное государством право установления тарифов
самостоятельно, ответчики не использовали, что бы устанавливать цену за
предоставленную услугу с учетом индивидуальных затрат каждого
хозяйствующего субъекта. Специалисты УФАС России по
Калининградской области установили, что и затраты, и условия
осуществления деятельности (количество причалов, находящихся в аренде,
численность швартовых команд и т.д.) и экономические факторы, влияющие
на формирование цены по оказанию швартовых услуг, у компаний разные.
ОАО «Калининградский морской торговый порт» явился лидером в
ценообразовании на рынке портовой услуги. А представленные ФГУП
«Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная
Компания» документы подтверждают, что хозяйствующие субъекты
действовали согласовано, исходя при расчете тарифа не из
индивидуальных, необходимых для реализации швартовых услуг расходов и
прибыли, а из действий ОАО «Калининградский морской торговый порт»,
цены которого на тот момент уже были известны.
Действия ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ООО
«Балтийская Стивидорная Компания» по установлению одинакового тарифа
были квалифицированы Комиссией УФАС России по Калининградской области,
как согласованные действия ограничивающие конкуренцию. Федеральный
закон «О защите конкуренции» устанавливает запрет на подобные
согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы признала ФГУП
«Калининградский морской рыбный порт» и ООО «Балтийская Стивидорная
Компания» нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона «О защите
конкуренции» в части совершения согласованных действий, которые
привели к установлению одинакового тарифа на швартовые услуги.
Рассматривается вопрос о привлечении компаний к административной ответственности.
Дело в отношении ОАО «Калининградский морской торговый порт»
прекращено в виду отсутствия в действиях данного хозяйствующего
субъекта нарушения антимонопольного законодательства.
|