Чиновники из Еврокомиссии не видят никакой экономической выгоды от вложения средств в объекты на литовско-российской границе, и предлагают как можно теснее сотрудничать с Калининградской областью. Однако литовцы не спешат начинать новые проекты, пишет Lietuvos žinios.
Так, Комитет стратегического планирования правительства Литвы год назад утвердил положение о том, что на участке Панямуне-Советск (бывший Тильзит – ред. «Росбалт») необходимо строить новый мост через Неман и подъезды к нему. Было установлено, что состояние старого моста Королевы Луизы, принадлежащего России, — аварийное, и по нему необходимо запретить движение грузового транспорта. До моста необходимо проложить эстакаду над заливными лугами, в связи с чем расходы у литовской стороны будут больше, чем у российской. Была также создана рабочая группа из представителей министерств и других институтов для переговоров с РФ.
Однако, комментируя это решение комитета, министр иностранных дел Литвы Пятрас Вайтекунас сказал, что для Литвы в данное время слишком дорого строить новый мост через Неман в Советск, так как деньги уже заморожены и на долго.
«Россия не заинтересована в увеличении прохождения границы. Мост через Неман обошелся бы нам в 70 млн литов. Евросоюз предлагает всего 3 млн евро. Мы придерживаемся позиции, что Литва может выделить из своего бюджета минимальную сумму, так как по мосту проезжает в сутки до 400 грузовых автомобилей, а в самой стране имеются старые мосты, по которым проезжают до тысячи машин в сутки», — сказал Вайтекунас.
Планируемая Панямунская восточная окружная дорога является частью первого транспортного коридора А. Ее и мост через проток Немана должна прокладывать дирекция Литовских автомобильных дорог. А Россия берет на себя обязательства строить мост через Неман и окружную дорогу Советска. Этот проект готовят проектировщики Санкт-Петербурга. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы была обеспечена одинаковая пропускная способность через оба пропускных пункта. По окружному пути смог бы передвигаться весь транспорт, а мост Королевы Луизы стал бы пешеходным.
Рядом с Панямуне, в поселке Шакининку, в 2004 году был торжественно открыт Пагегяйский дорожный пост Клайпедской территориальной таможни. Тогда чиновники объясняли, что Панямунский пограничный пост, не имеющий аналогов в Литве, можно относительно разделить на две части: новая – в поселке Шакининку и реконструированная – у моста Луизы в городке Панямуне. У старой таможни производится оформление документов пешеходов и лиц, следующих автобусами и легковыми автомобилями. Грузовые автомобили сопровождаются служащими таможни в поселок Шакининку, новую часть поста, которая соответствует планируемым подступам к новому мосту.
По мнению Вайтекунаса, Шакининкайский пост построен не на месте. «Когда будет мост, от него до поста придется ехать 4 км. Кто на него поедет?», — выразил сомнение министр. В строительство Пагегяйского поста были инвестированы 41 млн литов, из них 7 млн литов выделено из европейских фондов.
Говоря о более тесном российско-литовском сотрудничестве, Вайтекунас не скрыл разочарования и сказал, что министру иностранных дел России Сергею Лаврову были представлены десятки предложений, но он их, якобы, так и не принял во внимание.
|